Блаженный Аврелий Августин — Проповедь.

Перевод: Иерей Роман Романов, 2025 г.

I. Сегодня мы вступаем в период соблюдения Великого поста — сезона, представленного нам в прохождении литургического года. Вам полагается соответствующая торжественная проповедь, чтобы слово Божие, донесенное до вас через мое служение, поддерживало вас духом, пока вы поститесь телом, и чтобы внутренний человек, освеженный подходящей пищей, мог совершить и мужественно претерпеть дисциплину внешнего человека. Ибо моему духу благочестия кажется уместным, чтобы мы, в самом ближайшем будущем почитающие страсти распятого Господа, поставили для себя крест против телесных удовольствий, нуждающихся в ограничении, как говорит апостол:
«А принадлежащие Христу распяли плоть свою с ее страстями и желаниями» (Галю5,24) На самом деле, христианин должен постоянно висеть на этом кресте всю свою жизнь, проходя ее среди искушений. Ибо нет в этой жизни времени, когда мы могли бы вырвать гвозди, о которых говорит Псалмопевец в словах: «Пригвозди плоть мою страхом Твоим» (Пс.118,120). Телесные желания составляют плоть, а предписания справедливости — гвозди, которыми страх Господень пронзает нашу плоть и распинает нас как жертвы, угодные Господу. Поэтому тот же апостол говорит: «Итак увещеваю вас, братия, по милосердию Божию, представить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12,1).
Итак, есть крест, в отношении которого раб Божий, отнюдь не смущаясь, радуется, говоря: «А что касается меня, то не дай Бог мне хвалиться иначе, как крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят для меня, а я для мира» (Гал. 6,14).Это крест, говорю я, не сорокадневный, а всей жизни человека, что символизируется мистическим числом сорок дней, потому ли, что человек, собирающийся прожить эту жизнь, формируется в утробе матери в течение сорока дней, как говорят некоторые, или потому, что четыре Евангелия согласуются с десятикратным Законом и четыре десятка равны этому числу, показывая, что и Ветхий, и Новый Заветы необходимы для нас в этой жизни, или по какой-то другой и более вероятной причине, которую может постичь более острый и превосходный разум. Моисей, Илия и Сам Господь постились сорок дней, чтобы нам было понятно, что и в Моисее, и в Илии, и в Самом Христе, то есть в Законе, Пророках и Евангелии, это покаяние совершалось так же, как и у нас, и чтобы мы, вместо того чтобы покоряться этому миру и цепляться за него, скорее умертвили ветхого человека, «живя не в пиршествах и пьянстве, не в распутстве и невоздержании, не в раздорах и зависти. Но [давайте] облечемся в Господа Иисуса, а что касается плоти, то не обращайте внимания на ее похоти» (ср. Рим. 13,13-14). Живи всегда так, о христианин; если не хочешь погрузиться в трясину этой земли, не сходи с креста. Более того, если так следует поступать на протяжении всей жизни, то не с еще большим ли основанием это следует делать в эти сорок дней, в которые эта жизнь не только проходит, но и символизируется?
(2) Итак, в другие дни пусть не отягощают ваши сердца заботы житейские и пьянство, (ср. Лк. 21,34) но в эти дни также и поститесь. В другие дни не прелюбодействуйте, не блудите и не соблазняйтесь беззаконно, но и в эти дни воздерживайтесь от законных супружеских удовольствий. То, чего вы лишаете себя постом, прибавляйте к милостыне; время, которое раньше занимали супружеские обязанности, проводите в беседе с Богом; тело, занятое плотской любовью, преклоните в искренней молитве; руки, сплетенные в объятиях, протяните в мольбе. Вы, постящиеся и в другие дни, умножайте свои добрые дела в эти дни. Вы, распинающие свое тело постоянством в другие дни, в эти дни прилепляйтесь к своему Богу более частыми и более горячими молитвами. Пусть все будут единодушны, все безупречно верны в этом путешествии, дышат желанием и горят любовью к своей единственной стране. Пусть никто не завидует другому и не принижает дар Божий, которого ему самому недостает. Напротив, если речь идет о духовных благословениях, считайте своим то, что вы любите в своем брате, и пусть он, в свою очередь, считает своим то, что он любит в вас. Пусть никто под видом воздержания не стремится лишь к изменению, а не к устранению удовольствий, чтобы не искать дорогих блюд, воздерживаясь от мяса, и редких напитков, воздерживаясь от вина, чтобы не укрощать плоть, дабы не дать больший выход требованиям удовольствия. Действительно, для чистых всякая пища чиста, но ни для кого не чиста роскошь.
(3) Прежде всего, братья мои, поститесь от раздоров и разногласий. Помните о словах, которые Пророк использовал в своем яростном обличении некоторых людей: «В дни вашего поста обнаруживается ваша собственная воля, потому что вы мучаете всех, кто находится под вашей властью, и бьете кулаками; ваш голос слышен в крике». Продолжая в том же духе, он добавляет: «Не такой пост избрал Я, говорит Господь» (Ис.58,3-5). Если вы хотите громко возопить, то прибегните к тому призыву, о котором Писание говорит: «Я возопил к Господу голосом моим» (Пс. 141,2). Этот голос, конечно, не от раздора, а от милосердия, не от плоти, а от сердца. Это также не тот крик, о котором говорит Исайя: «Я ждал от него суда, но он сотворил беззаконие, не правосудие, а крик» (Ис. 5,7). «Прощайте, и вам простят; давайте, и вам дадут». (Лк.6,37-39) Это два крыла молитвы, на которых человек летит к Богу: если против него совершено какое-либо преступление, он прощает обидчика и дает милостыню нуждающимся.

SAINT AUGUSTINE Sermon 205// SAINT AUGUSTINE SERMONS ON THE
LITURGICAL SEASONS, THE CATHOLIC UNIVERSITY OF AMERICA PRESS
WASHINGTON, DC. Reprinted 1984.