Дорогие Братья и Сестры ,
в 2020 году наш Храм будет отмечать круглую дату:
«250 Лет со дня открытия и 20 лет со дня восстановления.»
ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ
250 лет
Воронеж
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Ильинская церковь одна из самых древних церквей города Воронежа.
Прежде, чем была построена каменная церковь во имя Входа Господа во Иерусалим, она существовала около ста пятидесяти лет в деревянной постройке, и в разные периоды времени была известна под тремя названиями: Ильинской, Троицкой и Входо-Иерусалимской с приделом во имя пророка Илии, сохраняя впрочем до настоящего времени название Ильинской, как более известное.
Первая деревянная церковь на этом месте была поставлена вскоре после основания Воронежа, как утверждают историки, в самом начале 17 века. Во всяком случае, она упоминается в Дозорной книге 1615 года. В своей статье, опубликованной в Воронежских епархиальных ведомостях за 1867 год (выпуск №10), протоиерей Аристарх Аристов, приводит выписку из «Воронежских стрелецких и казацких земель» с писцовых книг Тихона Кондратьевича Кашкина и подъячего Григория Нормацкого: «Лета 7150 (1642 году) на Воронеже в остроге в казачьей старой слободе церковь Троицы, деревянной кладки – теплая, с пределами св. пророка Илии и мчч. Флора и Лавра». Какова она была устройством, богата ли церковной утварью, в каких размерах был её приход,- об этом нет никаких известий. По словам известного Воронежского историка и краеведа А.Н. Акиньшина, к середине 17 века церковь обветшала и по приказу воронежского воеводы Мирона Вельяминова была перестроена в 1638-1640 годах и переименована в Троицкую. Так как Троицко-Ильинская церковь построена воеводою, она, по тем временам была хорошо украшена и содержание служившего при ней причта было обеспечено Государем и Великим князем Михаилом Феодоровичем. В новой церкви сохранились унаследованные от первоначального храма приделы во имя пророка Илии и мучеников Флора и Лавра. В это же время она утратила своё старое название и стала именоваться Входо-Иерусалимской. Время смены небесного покровителя храма относится к учреждению в Воронеже епархии в 1682 году, а потому нельзя не предположить, что замена названия Ильинской церкви принадлежит мысли святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
И если второй период существования церкви Ильинской под именем Троицкой начался благоприятно, то третий период под именем Входо-Иерусалимской является нам в летописи под тяжёлым испытанием. Священник Входо – Иерусалимского храма Григорий в 1748 году доложил преосвященному Феофилакту (Губанову), что церковь, кроме антиминса, святых образов и прочей церковной утвари, сгорела вся без остатка. И таким образом церковь с 1748 г. по 1752 г. не существовала, хотя приход был, а священник Григорий Алексеев отправлял службу и исполнял требы для прихожан Ильинского храма в ближайшей Спасской церкви.
В 1752г. прихожанам Ильинской церкви разрешено было купить деревянную Покровскую церковь, стоявшую близ новой каменной, что и было исполнено в том же году. Эта церковь была последняя деревянной постройки. Здание просуществовало 12 лет.
Лишь в 1764 году святитель Тихон I Воронежский, Задонский чудотворец, благословил священника Сергия Павлова и прихожан на возведение каменной церкви». По словам протоиерея А. Аристова: «Священник Сергий Павлов с приходскими людьми в 1764 г. утруждали преосвященного просьбою благословить постройку храма Входо- Иерусалимского, с приделом пророка Илии каменным зданием, на другом месте, далее к северу, от деревянного.»
Получив разрешение, к постройке приступили лишь спустя 3 года — в 1767 г. Строительство продолжалось до 1769 г., когда был перенесён из старого храма придельный иконостас. Церковь была построена, но средств к украшению её не было, поэтому алтарю суждено было стоять без иконостаса целых 13 лет.
20 июля 1770 года епископ Тихон II (Якубовский) освятил главный престол. Ильинский же придел был завершён чуть позже, к январю 1771 года. Неизвестно кем пожертвован иконостас или устроен от сбора, только и до сих пор он редкость, как по старинному рисунку, так и потому, что покрывающее его золото, несмотря на прошедшие 85 лет нигде не отстало и только немного потемнело, хотя иконы по живописи и не отличаются от всех икон того времени. Кроме иконостаса настоящего храма, всё остальное носило печать поразительной бедности до самого 1842 года» (Воронежские епархиальные ведомости 1867 г.) Придельный престол, во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского, устроен между 1810-1812 годами, по благословению преосвященного Антония I (Соколова), епископа Воронежского и Черкасского, купцом И. Рындиным.
Возвращаясь к статье протоиерея А. Аристова, мы узнаём, что с 1769 года по 1822 год, то есть 53 года, приход Илии Пророка, по своей бедности не мог устроить даже ограды около церкви и до 1840 года церковной караульни. В первом случае помог староста Никита Архипович Богданов, устроив на свой капитал фронтоны при северных и южных дверях храма (которые к настоящему времени утрачены), ограду и каменную богодельню, в которой помещаются пять безродных старушек.
На устройство церковной караульни и распространение придельного храма обратил своё внимание, при поступлении в Ильинский приход, протоирей Михаил Иванович Донецкий и с помощью воронежского купца Василия Петровича Кольцова (отца поэта А. В. Кольцова), употребив часть своих денег, устроил караульню, кладовую и расширил придельный храм. Как отмечал в своём труде «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» архимандрит Димитрий (Самбикин), заботами старосты – купца Александра Ивановича Петрова(1806-1874) — Ильинский храм благолепно украшен. Новые иконостасы в приделах храма устроены и храм приведён в настоящий вид заботою и пожертвованиями купцов Николая Рубцова и упоминаемого нами церковного старосты Петрова.
Стены были отделаны под мрамор и покрыты росписью. Ими же устроено амосовское отопление и заведён при церкви хор певчих. Теперь Ильинская церковь одна из благоукрашенных церквей Воронежских. При том, как подметил в своей статье протоиерей А. Аристов, всё дорогое и лучшее перешло в неё, по Божию устроению, не от церковных доходов, которых едва достаёт на отопление, а от частных пожертвований людей совершенно далёких от Ильинского прихода.
Внимание прихожан приковывали великолепные иконы храма, среди них Божья Матерь «Всех скорбящих радость», написанная в 18 веке и одетая в 1847 году серебряной ризой, в память об избавлении города от холеры. Икона божией Матери «Тихвинская» была устроена над царскими вратами в сребро-позлащённой ризе, окружённая серебряным сиянием с двумя, по сторонам, ангелами, её поддерживающими. Перед этой иконой каждую среду после литургии читался акафист. Для этого в среду, а также в каждый воскресный день, посредством особо для того устроенного механизма за иконостасом, она как бы сама сходит с высоты при пении тропаря. Икона священномученика Антипы, епископа Пергамского, которому молятся об избавлении от зубной боли.
Святитель Антоний (Смирницкий) особенно чтил память св. Антипы и почти ежегодно в день его памяти совершал Богослужения в Ильинской церкви, к которой иногда ходил пешком. В ряду Ильинского иконостаса в приделе находилась чтимая икона св. благоверного князя Александра Невского, пожертвованная чинами и воспитанниками Воронежского училища военного ведомства. На особом аналое перед главным иконостасом с неугасимою лампадою перед ней, устроенная старостою купцом Петровым, икона свв. равноапп. Константина и Елены (в память избавления от опасности Великого Князя Константина Николаевича). Ежегодно, 14 мая, в день памяти преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия (икона с частицами мощей которых находилась в храме), в Ильинской церкви совершалось праздничное богослужение.
В середине 19 века к храму пристроили двухэтажное здание церковноприходской школы, в верхнем этаже находилась приходская школа, а в нижнем — богодельня, называвшаяся Богдановской, — по имени старосты Никиты Богданова. В богодельне нашли приют пять престарелых стариц. На их содержание, в 1879 году мещанин Алексей Петин пожертвовал 500 рублей. Искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты.
По его словам, Ильинская церковь является одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, притом в своём внешнем виде сохранившимся от перестроек и достроек. Она представляет из себя тип восьмерика на четверике. Только свод, поддерживающий восьмерик, является значительно более массивным и в боковом, стоящем на четверике полукруглом фронтоне, успели поместиться два больших, с богатыми наличниками окна. Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, как будто летучие мыши, поместились большие окна с причудливыми наличниками. Совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричёк, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проёмами звонов, украшены оригинальными парными колоннами, соединёнными вверху арочными колонками. В архитектуре храма присутствует неожиданная смесь старорусских форм с барокко». Священников в Ильинской церкви почти за три столетия сменилось немало, в большинстве своём это были достойные люди.
– отец Иоанн (упоминаемый по 1631 г.)
— Симеон Иванов и Иларион (1710 г.)
— отец Емельян (1730 г.)
— отец Иоанн (1740 г.)
— священник Григорий Михайлов (1761 г.)
— отец Сергий Павлов
— священник Алексей Андреевич Болховитинов
— священник Никифор Иванов
— священник Иоанн Васильев (с 1781 года)
— священник Иоанн Шишлов
— протоиерей Михаил Иванович Донецкий
— протоиерей Аристарх Александрович Аристов (с 1860 г по 1913 г, он оставался на одном месте 53 года. 28 ноября 1910 года прихожане торжественно отметили полувековой юбилей его служения. По наградам он давно уже получил право на дворянское достоинство, но не поспешил им воспользоваться. Вместе с ним служил псаломщик Борис Вележев).
— диакон Феодор Кочетовский.
Любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (1776 г.), был священником Ильинской церкви в 60-70-е годы 18 века и здесь же в 1767 году крестили его сына Евфимия, будущего митрополита Киевского и Галицкого Евгения. Семья Болховитиновых жила неподалёку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, в переулке возле храма. Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и сейчас, но старинного деревянного дома на каменном фундаменте дома там уже не сыскать. В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых. Как значилось в метрической книге храма: «Октября 3 рождён у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и Купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботерёва». Прасольскому сыну Алескею Кольцову суждена была общероссийская слава поэта, певца воронежских степей. В тот момент семья проживала неподалёку от церкви, на Большой Стрелецкой улице. (А. Н.Акиньшин «Храмы Воронежа»).
«При сей церкви подцерковной земли 49 десятин, на землю имеется в церковной ризнице межевая книга и план (1777 г.). Прихожан 500 душ. Один штат. С 20 июля 1872 г. существует церковно-приходское попечительство для вспомоществования бедным своего прихода. В середине 18 века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размером примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. В 1805 году Приход насчитывал 165 дворов, где проживали 946 человек разных сословий (Воронежские епархиальные ведомости) 1867 г.) и спустя сто лет, в 1911 году, Приход составлял 638 человек, которые проживали в 130 домах. Старостой храма с 1911 года и вплоть до революционных событий, был купец Иван Кораблинов».
История Входоиерусалимской церкви в большевистский период осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза её ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в ней сберегаются. Зато известно, что в 1922 году были изъяты ценности общим весом 8 пудов 12 фунтов и отправлены в опечатанном ящике в Москву. Не встретилась и точная дата её закрытия, но богослужения совершались до 1930 года. Ясно лишь, что это произошло в начале 30-х годов и в 1934 году здесь уже находился облгосархив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей областным архивом. В Ильинскую же церковь облгосархив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление и читальный зал. В центральной части храма до самого купола были установлены ярусы: «из икон, украшавших стены храма были сделаны полки для стеллажей, ими стелили полы, в них забивали гвозди».
В 1993 году церковь была официально возвращена епархии, но областной архив смог выехать из храма только семь лет спустя. Указом митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия от 1 августа 2000 года, настоятелем храма был назначен священник Сергий Гришин. 8 августа он получил ключи (в количестве пяти штук) от здания от главного хранителя облгосархива Петряхиной Ольги Фёдоровны. На момент передачи храма, ценностей и предметов декоративно-прикладного искусства в здании не было.
Храм находился в полуразрушенном виде. Первое богослужение в возвращённом храме было совершено 2 августа 2000 года, в день святого славного пророка Божия Илии. Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий 15 октября 2000 года, совершил чин освящения креста для центрального купола.
Начались работы по восстановлению храма после 70-ти летнего закрытия. В 2002 году художник Юрий Владимирович Санин приступил к работе по созданию нового иконостаса.
Однако, в 2005 году, в районе алтарной части Ильинского храма со стороны улицы Володарского произошёл оползень грунта в обрыв. Над храмом и соседними домами нависла угроза возможного обрушения. Стараниями старосты храма Георгия Павловича Бондарева (1935-2018) и администрацией г. Воронежа, в 2011 году работы по укреплению склона были проведены.
17 ноября 2013 года, по Первосвятительскому благословению Его Святейшества Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси, в Ильинский храм была передана святыня – реликварий, с хранящимися в нём частицами мощей блаженного Августина, епископа Иппонийского, священномученика архидиакона Лаврентия Римского и священномученика диакона Вонифатия Карфагенского.
Из старинных икон, которые были обретены при разборе стеллажей сохранились и по сей день украшают Ильинский храм: иконы свт. Митрофана еп. Воронежского, свт. Тихона Задонского, «Сошествие св. Духа на апостолов», прп. Марии Египетской, свт. Иоанна Златоуста, пророка Илии и сщмч. Антипы, еп. Пергамского.
За эти годы в Ильинском храме несли послушание священнослужители: диакон Фёдор Янов (с 2002 по 2008 г.), иерей Стефан Домусчи (с 2008 по 2009г.), протоиерей Анатолий Болотов (в2009г.), иерей Дмитрий Пинчук (с 2011 по 2019 г.), иерей Роман Романов (с 2019 г.), настоятель храма с 2001 года протоиерей Олег Титов. 13 августа 2017 года совершилось историческое событие:
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил Ильинский храм чином Великого освящения. По благословению владыки Сергия в настоящее время продолжается роспись храма.
Над созданием нового интерьера трудились известные воронежские художники: Михаил Петров, Владимир Новиков, монахиня Алипия (Петрова, в схиме Анна) и Наталия Борисоглебская.
Риза на престол, жертвенник, иконостас, киоты выполнены резьбой по дереву в стиле модерн, известным воронежским художником- реставратором Юрием Владимировичем Саниным и его супругой Аллой Петровной Якименко (1953-2018 гг.), в большей части по благотворительности.
Но самое ценное явление в современной жизни Ильинского храма – это его община, православные христиане, вновь собравшиеся в 2000 году и по сей день совершающие богослужения, его приход, силами и трудами которых восстановлен Ильинский храм.
В 2009 году, к юбилею поэта А. В. Кольцова, союзом писателей г. Воронежа, на фасаде храма установлена мемориальная доска поэту. В 2017 году, по благословению владыки Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского, в связи с юбилеем, на центральном фасаде храма был установлен барельеф Евгению Болховитинову, митрополиту Киевскому и Галицкому. Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. №176, Ильинский храм является памятником архитектуры федерального (общероссийского) значения и украшает г. Воронеж уже 250 лет.
ЖИТИЕ ПРОРОКА ИЛИИ
Немного найдётся таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. По своему происхождению из Фесвии Галаадской, он называется Фесвитянин. Илия был ревностным поборником религии Ягве и грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила водворить культ Ваала и Астарты. Истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес для вразумления нечестивого царя. История его жизни и излагается в 3 и 4 книгах Царств (3 Цар., гл, 17-19 4 Цар., гл,1-2).
Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках,- явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигнет трёхлетний голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком. По прошествии трёх лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. По просьбе Илии на горе Кармил собрались все жители Израиля и все Жрецы Ваала. Пророк предложил народу и царю провести «испытание веры», чтобы Бог, Сам явил, чья жертва Ему угодна. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала первым помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал трижды полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу, и тотчас с неба сошёл огонь и попалил не только жертву, но и каменный жертвенник и даже вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18,39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошёл обильный дождь.
По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который был тоже взят живым на Небо (Быт. 5,24), будет Предтечей Второго Пришествия Христа на Землю. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. У славянских народов почитание Илии было связано с представлениями о нём как о повелителе природных явлений и стихий. Илие приписывалась власть над дождём, поэтому ему совершались молебны от засухи. В Ильин день были запрещены все домашние и сельскохозяйственные работы; несоблюдение этого правила могло навлечь гнев святого. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлении славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж. Из «Слова о полку Игореве» известно, что первый храм на Руси был посвящён пророку Илии и находился он в Киеве на Пасынчей Беседе. В летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. Древние русские православные унаследовали от восточных христиан благоговейное уважение к памяти святого пророка Илии.
Молитва во время бездождия
О, вели́кий и пресла́вный проро́че Бо́жий Илие́, ре́вности ра́ди твоея́ по сла́ве Го́спода Бо́га Вседержи́теля не терпе́вый зре́ти идолослуже́ния и нече́стия сыно́в Изра́илевых, облича́вый законопресту́пнаго царя́ Аха́ва и в наказа́ние тех триле́тний глад на зе́млю Изра́илеву моли́твою твое́ю от Го́спода испроси́вый, да, отве́ргше ме́рзкия и́долы и отсту́пльше от непра́вд и беззако́ний, обратя́тся ко Еди́ному И́стинному Бо́гу и исполне́нию святы́х Его́ за́поведей, вдови́цу Саре́птскую в гла́де пречу́дно препита́вый и сы́на ея́ уме́рша моли́твою твое́ю воскреси́вый, по проше́ствии же пронарече́ннаго вре́мене гла́да, собра́нный на го́ру Карми́льскую наро́д изра́ильский в богоотсту́пстве и нече́стии укори́вый, та́же огнь моли́твою на же́ртву твою́ с небесе́ испроси́вый и чу́дом сим Изра́иля ко Го́споду обрати́вый, сту́дныя же проро́ки Ваа́ловы посрами́вый и умертви́вый, по сих же моли́твою па́ки не́бо разреши́вый и оби́льный дождь на зе́млю испроси́вый и лю́ди Изра́илевы возвесели́вый! К тебе́, преди́вный уго́дниче Бо́жий, усе́рдно прибега́ем, гре́шнии и смире́ннии, томи́ми бездо́ждием и зно́ем: испове́дуем, я́ко недосто́йни есмы́ ми́лости и благодея́ний Бо́жиих, досто́йни же па́че лю́тых преще́ний гне́ва Его́, ско́рби же и ну́жды и вся́ких зол и боле́зней. Не бо ходи́хом в стра́се Бо́жии и в путе́х за́поведей Его́, но в по́хотех развраще́нных серде́ц на́ших и вся́кий вид греха́ безчи́сленно сотвори́хом; беззако́ния на́ша превзыдо́ша главу́ на́шу, и не́смы досто́йни яви́тися пред лице́ Бо́жие и зре́ти на не́бо. Испове́дуем, я́ко и мы, я́коже дре́вний Изра́иль, отступи́хом от Го́спода Бо́га на́шего, а́ще не ве́рою, то беззако́ньми на́шими, и а́ще не покланя́емся Ваа́лу и други́м ме́рзким и́долом, то раболе́пствуем страсте́м и по́хотем на́шим, служа́ще и́долу чревоуго́дия и сластолю́бия, и́долу корыстолю́бия и честолю́бия, и́долу го́рдости и тщесла́вия, и вслед хо́дим богопроти́вным иноплеме́нным обы́чаем и поги́бельному ду́ху вре́мене. Испове́дуем, я́ко сего́ ра́ди заключи́ся не́бо и сотвори́ся а́ки ме́дяно, я́ко заключи́ся се́рдце на́ше от милосе́рдия и и́стинныя любве́ ко бли́жнему; сего́ ра́ди отверде́ земля́ и соде́лася безпло́дна, я́ко не прино́сим Го́споду на́шему плодо́в до́брых дел; сего́ ра́ди несть дождя́ и росы́, я́ко не и́мамы слез умиле́ния и животво́рныя росы́ Богомы́слия; сего́ ра́ди увяде́ всяк злак и трава́ се́льная, я́ко и́зсше в нас вся́кое благо́е чу́вство; сего́ ра́ди омрачи́ся возду́х, я́ко ум наш омрачи́ся сту́дными помышле́ньми и се́рдце на́ше оскверни́ся беззако́нными похоте́ньми. Испове́дуем, я́ко и тебе́, проро́че Бо́жий, проси́ти мы недосто́йни есмы́. Ты бо, подобостра́стен быв нам челове́к, А́нгелом в житии́ твое́м уподо́бился еси́ и, а́ки безпло́тный, на не́бо восхище́н еси́, мы же сту́дными по́мыслы и дея́ньми на́шими безслове́сным ското́м уподо́бихомся и ду́шу на́шу я́ко пло́ть сотвори́хом. Ты посто́м и бде́нием удиви́л еси́ А́нгелов и челове́ков, мы же, предаю́щеся невоздержа́нию и сластолю́бию, ското́м несмы́сленным уподобля́емся. Ты презе́льною ре́вностию о сла́ве Бо́жией вы́ну горе́л еси́, мы же небреже́м о сла́ве на́шего Творца́ и Го́спода и стыди́мся испове́дывати достопокланя́емое И́мя Его́. Ты нече́стие и злы́я обы́чаи искореня́л еси́, мы же ра́бствуем ду́ху ве́ка сего́, поставля́юще богопроти́вныя обы́чаи ми́ра па́че за́поведей Бо́жиих и уста́вов Святы́я Це́ркве. И кий грех и непра́вду не сотвори́хом мы, окая́ннии? Истощи́хом беззако́ньми на́шими долготерпе́ние Бо́жие. Те́мже правосу́дный Госпо́дь прогне́вася на нас и во гне́ве Свое́м наказа́ нас. Оба́че ве́дуще ве́лие дерзнове́ние твое́ пред Го́сподем и наде́ющеся на любо́вь твою́ к ро́ду челове́ческому, дерза́ем моли́ти тя, прехва́льне проро́че: ми́лостив бу́ди к нам, недосто́йным и непотре́бным. Умоли́ Великодарови́таго и Всеще́драго Бо́га, да не до конца́ прогне́вается на ны и не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да низпо́слет на жа́ждущую и изсо́хшую зе́млю дождь оби́льный и ми́рный, да да́рует ей плодоно́сие и благорастворе́ние возду́ха. Преклони́ де́йственным твои́м хода́тайством на ми́лость Цари́ Небе́снаго, а́ще не ра́ди нас, гре́шных и скве́рных, но ра́ди избра́нных рабо́в Его́, не преклони́вших коле́на своя́ пред Ваа́лом ми́ра сего́, ра́ди незло́бивых и несмы́сленных младе́нцев, ра́ди безслове́сных ското́в и птиц небе́сных, стра́ждущих за на́ша беззако́ния и истаева́ющих от гла́да, зно́я и жа́жды. Испроси́ нам твои́ми благоприя́тными моли́твами от Го́спода дух покая́ния и серде́чнаго умиле́ния, дух кро́тости и воздержа́ния, дух любве́ и терпе́ния, дух стра́ха Бо́жия и благоче́стия, да та́ко, возврати́вшеся от стезе́й нече́стия на пра́вый путь доброде́тели, хо́дим во све́те за́поведей Бо́жиих и дости́гнем обетова́нных нам благи́х, благоволе́нием Безнача́льнаго Бо́га Отца́, человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Его́ и благода́тию Всесвята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва Пророку Илие
«О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобивыйся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира и ныне в райских селениих выну пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к Славе Божией и спасению ближних.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.»